+7 (701) 777-53-41; +7 (701) 333-23-53;

ruenkk

Этический кодекс

  1. Общие положения
  2. Медицинский работник и общество
  3. Права и обязанности сотрудников
  4. Медицинский работник и посетитель
  5. Взаимоотношения медицинских работников
  6. Врачебная тайна
  7. Уважение к профессии врача
  8. Заключительные положения Кодекса
  9. Источники

1. Общие положения

1.1  Кодекс профессиональной этики сотрудника (далее – Кодекс) является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения сотрудника при осуществлении им профессиональной деятельности,  которых должны придерживаться все сотрудники лечебно-оздоровительного комплекса.

1.2  Жизнь и здоровье человека – главные, фундаментальные ценности. Деятельность сотрудника и медицинского работника направлена на их сохранение с момента зачатия и требует от него гуманного отношения к человеку, уважения к его личности, сочувствия и соучастия, доброжелательности, благотворительности и милосердия, терпеливости, взаимодоверия, порядочности и справедливости.  Сотрудник должен помнить, что главный судья на его профессиональном пути – это, в первую очередь, совесть. Эти моральные принципы систематизированы в Этическом кодексе, с учетом положений о правах человека и Конвенциях о защите прав и достоинства человека.

1.3  Настоящий  Кодекс определяет отношения между сотрудниками, обществом и пациентом, и направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность сотрудника перед обществом за свою деятельность. Этический кодекс регулирует межличностные отношения в организации, и придает моральный смысл совместной деятельности людей.

1.4  Главной задачей создания Этического кодекса является формирование положительного отношения к организации или профессии в обществе. Другой не менее важной задачей такого документа является помощь каждому сотруднику в коллективе в рамках «правильного» поведения по отношению к коллегам или/и клиентам.

2. Медицинский работник (сотрудник)  и общество

2.1  Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит медицинскому работнику, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.

2.2  Общество рассчитывает, что медицинский работник будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своему делу, своей Родине – Республике Казахстан.

2.3  В своей деятельности работника лечебно-оздоровительного комплекса «Салма Караван» руководствуется законодательством Республики Казахстан, в части прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, клятвой врача, принципами гуманизма и милосердия. Сотрудник исполняет свои обязанности с уважением к жизни, достоинству и личности каждого пациента на основе морально-этических принципов общества, исходя из этого Кодекса.

2.4  Главная цель профессиональной деятельности медицинского работника – сохранение жизни человека, проведение мероприятий по охране его здоровья, качественное оказание всех видов диагностической, профилактической, реабилитационной и паллиативной медицинской помощи.

2.5  Гуманные цели, которым служит врач, дают ему основание требовать законной защиты собственных морально-этических позиций и принципов, личного достоинства, материального обеспечения, создания надлежащих условий для осуществления профессиональной деятельности.

2.6  Медицинский работник имеет право на материальное вознаграждение за свой труд в установленном законом порядке, он должен защищать право на справедливую оценку и оплату своего труда со стороны государства, избегать унижений и финансовой дискриминации, работая в частных учреждениях и во время частной практики.

2.7  Врач своим профессионализмом, морально-этическими убеждениями, поведением в любых жизненных ситуациях, отношением к человеку и к выполнению профессиональных обязанностей должен быть достойным примером для своих коллег и других членов общества.

 2.8  Медицинский работник имеет право активно участвовать в работе профессиональных объединений и ассоциаций, одновременно получая их защиту и поддержку. Врачебные объединения и ассоциации обязаны способствовать и оказывать каждому из своих членов помощь в соблюдении и отстаивании принципов высокого профессионализма, профессиональной независимости, нравственности, этики и деонтологии.

  1. Права и обязанности сотрудников

Сотрудник в своей деятельности должен:

  • нести ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями в пределах имеющихся ресурсов;
  • оказывать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов;
  • постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, навыки и эрудицию;
  • прилагать все усилия для высокопрофессиональной работы, применять оптимальные и экономичные способы  решения поставленных задач, бережно относиться к вверенной государственной собственности;
  • соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, беспристрастно анализировать как ошибки своих коллег, так и свои собственные;
  • препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов;
  • своими действиями укреплять авторитет комплекса, защищать его интересы, не допускать действия дискредитации работников комплекса;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов пациентов;
  • способствовать укреплению единства работников комплекса  и межнационального согласия;
  • неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнят свои служебные обязанности, эффективно использовать для этого свое рабочее время;
  • своим отношением к делу и личным поведением, способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
  • соблюдать установленную форму одежды в период исполнения служебных обязанностей;
  • учитывая роль медицинского работника в обществе, он должен поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно тех, где пропагандируется здоровый образ жизни;
  • в случае допущения медицинским работником ошибки или возникновения в результате его действий непредвиденных осложнений он обязан проинформировать об этом больного, старшего коллегу или руководителя подразделения, а при их отсутствии администрацию учреждения, в котором он работает, и немедленно направить свои действия на исправление негативных последствий, не ожидая указаний. При необходимости следует привлечь других специалистов, честно проинформировать их о сути ошибки или о возникших осложнениях;
  • должен тщательным образом, анализировать допущенные ошибки и обсуждать их с коллегами и руководством, с целью предупреждения подобных случаев в клинической практике других врачей;
  • при выполнении должностных обязанностей медицинский работник должен сохранять трезвость и не находиться под воздействием каких-либо средств, вызывающих стойкое пристрастие к ним;
  • не допускать и пресекать факты нарушения норм служебной этики со стороны других работников;
  • не допускать использование служебной информации в корыстных целях;
  • медицинский работник не должен подвергать пациента неоправданному риску, а тем более использовать свои знания в негуманных целях. При выборе любого метода лечения – врач, прежде всего, должен руководствоваться заповедью «Non nocere!»;
  • не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений, в установленные сроки принимать по ним необходимые меры;
  • своими действиями и решениями не давать повода обоснованной критики со стороны общества, не допускать преследований за критику, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности.

Медицинский работник (сотрудник) не вправе:

  • использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
  • без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них;
  • навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
  • наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб ни намеренно, ни по небрежности, и безучастно относиться к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб;
  • Личные предубеждения медицинского работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.
  • Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности, уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках государственных гарантий, установленных законодательством Республики Казахстан.
  • Подарки от пациентов и пациентам крайне нежелательны, поскольку могут создать впечатление у пациентов, не дарящих и не получающих подарков, что им оказывают меньшую заботу. Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги. Получение подарков в виде наличных денег или ценных подарков запрещается.
  • Использовать свою выборную, административную или другую служебную должность для необоснованного увеличения количества пациентов собственной врачебной практики или возглавляемого им заведения здравоохранения.

4.  Медицинский работник (сотрудник) и пациент

Уважение чести и достоинства пациента. Медицинский работник должен уважать честь и достоинство пациента, его право на невмешательство в личную жизнь, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким, относиться к нему доброжелательно, с пониманием воспринимать обеспокоенность родных и близких состоянием больного,  но в то же время он не должен без достаточных на то профессиональных причин вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи.

5. Взаимоотношения медицинских работников (сотрудников)

5.1  Взаимоотношения между медицинскими работниками должны строиться на взаимном уважении, доверии и отличаться соблюдением интересов пациента.

5.2  Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского содружества, с уважением и доброжелательностью относиться к коллегам. Во взаимоотношениях с коллегами медицинский работник должен быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.

5.3  Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Медицинский работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.


6. Врачебная тайна

Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе. Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др).

7. Уважение к профессии врача

7.1  Принцип уважения к своей профессии должен быть выдержанным во всех сферах деятельности врача: профессиональной, общественной, публицистической и т.д.

7.2  Каждый медицинский работник  должен воздерживаться от любых действий или высказываний, подрывающих уважение к медицинской специальности. Своей деятельностью он должен способствовать сохранению и повышению престижности профессии, к которой принадлежит, а также действенности этого Кодекса.

7.3  В течение всей жизни  медицинский работник обязан хранить уважение и чувство благодарности к тем, кто учил его искусству диагностики и лечения, кто научил его искусству врачевания.

8. Заключительные положения Кодекса

  • Настоящий Кодекс  имеет обязательную силу для всех работников
  • Положения Кодекса необходимо выполнять врачам, административному персоналу и научным работникам, имеющим непосредственное отношение к лечебно-профилактической и научной деятельности в отрасли здравоохранения.
  • В случае нарушения Кодекса, к ним могут быть применены санкции со стороны этической комиссии (комитета) медицинской организации. Степень ответственности за нарушение профессиональной (корпоративной) этики определяется этической комиссией (комитетом).
  • Крайней формой общественного осуждения нарушения профессиональных и общечеловеческих морально-этических принципов является исключение врача или научного работника из профессиональной ассоциации, членом которой он является.
  • Этическая комиссия при имеет право, в случае необходимости, отстаивать и защищать в средствах массовой информации, в общественной жизни и в суде честь и достоинство врача с его согласия, если его профессиональные действия отвечают Этическому кодексу.
                                              

9.  Использованные источники:

  1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан, от 05.07.2006 года.
  2. Кодекс Республики Казахстан №360–IV, от 07.08.2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»
  3. «Кодекс Чести государственных служащих Республики Казахстан» (Правила служебной этики государственных служащих).
  4. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи, от 10.12.1948 года
  5. Международный кодекс врачебной этики, Хельсински.
  6. Современная международная клятва врачей – Женевская Декларация
  7. Международный кодекс медицинской этики, Принят 3 Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г. и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 года.
  8. Указ Президента РК №922, от 01.02.2010 года «О Стратегическом плане развития РК до 2020 года»

Log in

create an account